Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи называют одним из самых могучих умов человечества. Он был живописцем, скульптором, музыкантом, ученым, изобретателем и инженером. Его прекрасные картины и фрески пережили столетия и остались непревзойденными. Для Леонардо искусство и изобретательская деятельность были взаимодополняющими аспектами его постоянного стремления наблюдать и фиксировать внешний вид и внутреннее устройство мира.
Леонардо родился в городке Винчи (или рядом с ним), расположенном к западу от Флоренции, 15 апреля 1452 года. Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, воспитывался в доме отца и, будучи сыном образованного человека, получил основательное начальное образование.
Возможно, в 1467 году в возрасте 15 лет Леонардо был отдан в ученики к одному из ведущих мастеров Раннего Возрождения во Флоренции, Андреа дель Вероккьо; в 1472 году вступил в гильдию художников, изучил основы рисунка и других необходимых дисциплин; в 1476году все еще работал в мастерской Вероккьо, по-видимому, в соавторстве с самим мастером.
К 1480 году Леонардо уже получал крупные заказы, однако через два года переехал в Милан. В письме к правителю Милана Лодовико Сфорца он представился как инженер и военный эксперт, а также как художник. Тот Леонардо, которого мы узнаем из его заметок, — это архитектор-проектировщик (создатель новаторских планов, которые никогда не были осуществлены), анатом, гидравлик, изобретатель механизмов, создатель декораций для придворных представлений, сочинитель загадок, ребусов и басен для развлечения двора, музыкант и теоретик живописи.
После изгнания Лодовико Сфорца из Милана французами в 1499 году Леонардо уехал в Венецию, посетив по дороге Мантую, где участвовал в строительстве оборонительных сооружений, а затем вернулся во Флоренцию. В то время он был столь поглощен математикой, что и думать не хотел о том, чтобы взять в руки кисть. В течение двенадцати лет Леонардо постоянно переезжал из города в город, работая на знаменитого Чезаре Борджиа в Романье, проектируя оборонительные сооружением ин (так и не построенные) для Пьомбино. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело; кульминацией этого соперничества (. шло создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для Палаццо делла Синьория (также Палаццо Веккьо). затем Леонардо задумал второй конный монумент, который, подобно первому, так и не был создан. Все эти годы он продолжал заполнять свои тетради. В них отражены его идеи, относящиеся к самым различным предметам. Это — теория и практика живописи, анатомия, математика и даже полет птиц. В 1513 году, как и в 1499-м, его покровители были и угнаны из Милана...
Леонардо уехал в Рим, где провел три года под покровительством Медичи. Подавленный и огорченный отсутствием материала для анатомических исследований, он вынужден был заниматься экспериментами, которые ни к чему не приводили.
Французские короли, сначала Людовик XII, а затем Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения, особенно «Тайной вечерей» Леонардо. Поэтому неудивительно, что в 1516 году Франциск I, хорошо осведомленный о разнообразных талантах Леонардо, пригласил его ко двору, который тогда располагался в замке Амбуаз и долине Луары. Как писал скульптор Бенвенуто Челлини, несмотря на то, что Леонардо работал над гидравлическими проектами и планом нового королевского дворца, его основным занятием была почетная должность придворного мудреца и советника.
Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519 года; его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях, почти в полном забвении, еще несколько веков.
К сожалению, от реальных машин и конструкций, созданных им, не осталось и следа, но многие инженерные замыслы сохранились в рисунках и чертежах. Большая часть идей Леонардо вообще не могла быть осуществлена в Италии XV в. В одной из рукописей есть рисунок вертолета. Приписка гласит: «Если этот аппарат правильно построить, то при быстром вращении винта он поднимется в воздух». Смелая идея была осуществлена лишь в XX в.
Особое внимание Леонардо да Винчи уделял механике, изучал движение тел, трение и скольжение, сопротивление материалов, занимался гидравликой. Он разрабатывал проекты каналов и ирригационных систем, машины для подъема и транспортировки грунтов, явившиеся прообразом современных землеройных машин. Страсть к моделированию приводила его к гениальным конструктивным догадкам, намного опередившим эпоху: это наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и других машин, подводной лодки и танка, конструкции летательных аппаратов и парашюта.
В музеях Италии сегодня можно увидеть действующие модели станков Леонардо, тележку, приводимую в движение пружинами, макет вертолета. А один швейцарский ученый сделал модель моста точно по чертежам Леонардо. Выяснилось: проект безупречен, его можно было осуществить даже при средневековом уровне техники. Глядя на эти модели, как бы пришедшие из далекого прошлого, особенно остро чувствуешь величие и драму гениального изобретателя, который продолжал творить до последних дней жизни, хотя и понимал неосуществимость своих идей в современном ему мире.
Читайте в рубрике «Европейские изобретатели»: |
Военная техника | Телекоммуникации | Электроника | Энергетика | Физика | Химия | Биология | Математика | Психология | Физиология | Экономика | Металлургия | Строительство | Сельское хозяйство | Медицина | Культура и искусство | Виды двигателей | Машины и механизмы | Воздушный транспорт | Водный транспорт | Автотранспорт | Ж/д транспорт | Физики | Химики | Математики | Биологи | Европейские изобретатели | Американские изобретатели | Российские изобретатели | Советские изобретатели | Методология науки | Развитие креативности | Как стать изобретателем | Изобретения будущего