Андрей Николаевич Туполев
Андрей Николаевич Туполев — советский авиаконструктор и ученый, один из основателей отечественного самолетостроения.
Двадцатилетним юношей он поступил в Московское высшее техническое училище (ныне МВТУ имени Н. Э. Баумана), а закончил его... через 10 лет. Прекрасный студент, активный член кружка любителей воздухоплавания, душой которого являлся замечательный русский ученый Н. Е. Жуковский, А. Н. Туполев был исключен из училища на неопределенный срок. Причина — участие в рабочих сходках, распространение листовок большевистской партии. Лишь в 1914 г. он возвращается в МВТУ, с головой уходит в науку и технику, становится соратником Н. Е. Жуковского. При поддержке В. И. Ленина Н. Е. Жуковский и А. Н. Туполев основали в 1918 г. ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт). Там Туполев создал и возглавил конструкторское бюро (КБ), в котором разрабатывались впоследствии все его самолеты.
Опыты, проводимые в ЦАГИ, показали, что только внедрение легких металлов в самолетостроение даст возможность строить тяжелые самолеты, представляющие основу авиационной мощи. В 1922—1924 гг. Туполев руководил работами по использованию дуралюмина при строительстве самолетов, а в 1924—1925 гг. создал первые советские цельнометаллические самолеты — АНТ-2 и АНТ-3.
На самолетах Туполева выполнены уникальные перелеты: спасение на АНТ-4 экипажа затертого льдами в Беринговом проливе парохода «Челюскин» (1934); беспосадочные перелеты на АНТ-25 в США через Северный полюс экипажей В. П. Чкалова и М. М. Громова (1937); высадка научной экспедиции «Северный полюс» во главе с И. Д. Папаниным (1937) и др.
Благодаря энтузиазму и подлинно научному подходу, дальновидности и зрелости конструкторской мысли Туполеву удалось выдвинуть и осуществить такие идеи, которые определили развитие многомоторных бомбардировщиков на десятилетия вперед. Монопланная схема, установка двигателей на крыле, размещение баков для горючего внутри крыла стали неотъемлемыми чертами самолетов этого класса. Самолеты-бомбардировщики, торпедоносцы, разведчики конструкции Туполева успешно сражались на фронтах Великой Отечественной войны.
В послевоенные годы под руководством А. Н. Туполева был создан целый ряд военных и гражданских самолетов: реактивный бомбардировщик Ту-12 (1947), первый реактивный пассажирский самолет Ту-104 (1954), первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114 (1957), Ту-124, Ту-134, Ту-154. Он создал и сверхзвуковые самолеты, в том числе пассажирский самолет Ту-144. Всего под руководством Туполева было создано более 100 типов самолетов.
А. Н. Туполев был разносторонне образованным человеком, хорошо знал литературу, живопись, театр, архитектуру.
Читайте в рубрике «Советские изобретатели»: |
Военная техника | Телекоммуникации | Электроника | Энергетика | Физика | Химия | Биология | Математика | Психология | Физиология | Экономика | Металлургия | Строительство | Сельское хозяйство | Медицина | Культура и искусство | Виды двигателей | Машины и механизмы | Воздушный транспорт | Водный транспорт | Автотранспорт | Ж/д транспорт | Физики | Химики | Математики | Биологи | Европейские изобретатели | Американские изобретатели | Российские изобретатели | Советские изобретатели | Методология науки | Развитие креативности | Как стать изобретателем | Изобретения будущего