Русские паровозы
братьев Черепановых
Изначально, на Царскосельской дороге работали паровозы, купленные за границей. Петербургско-Московскую обслуживали уже первые отечественные локомотивы. Их начал строить Александровский механический завод в Петербурге.
В то время паровозы строились без будки машиниста. Нетрудно представить, каково было машинисту и его помощнику вести поезд зимой в сильный мороз, на ледяном ветру. Только в середине 60-х годов позапрошлого века на паровозах появились небольшие будки.
Кроме Александровского, к строительству паровозов вскоре приступили еще несколько русских заводов. Больше всех «паровых коней» выпустил Коломенский завод, расположенный в ста километрах от Москвы. Этот известный завод существует и поныне.
Паровозов было выпущено в России немало, и это были хорошие паровозы, ни в чем не уступавшие иностранным. Обо всех не расскажешь в тоненькой книжке. Поэтому поговорим хотя бы о некоторых, самых замечательных.
Сто тридцать лет назад в России был создан товарный паровоз с тремя парами колес. Его так и прозвали — «трехпаркой». Каждый паровоз имеет свою так называемую колесную формулу. У «трехпарки» она выглядела так: 0 — 3 — 0.
Число 3 подтверждало, что у этого локомотива три пары движущих колес. Нули же свидетельствовали: ни впереди, ни позади паровозного котла никаких других колес нет.
«Трехпарки» отличались надежностью и выносливостью. Они прослужили на железных дорогах России свыше сорока лет.
По мере того как рос вес товарных поездов, стала ощущаться нужда в более мощном, более сильном локомотиве, чем «трехпарка». Он был построен Коломенским заводом в 1890 году, паровоз с четырьмя парами движущих колес. Ему присвоили наименование Ов, то есть «Основной», а буква «В» указывала на тип парораспределительного механизма. Железнодорожники дали этому неприхотливому (ему подходило любое топливо) паровозу ласковое название «овечка». Было построено около пяти тысяч «овечек», больше, чем каких-либо других русских паровозов.
Они еще вовсю трудились на всех дорогах, когда в 1911 году появился грузовой паровоз серии Э с пятью парами движущих колес. Он был тяжелее «овечки» и в полтора раза мощнее. Этот паровоз вполне заслуженно считается лучшим товарным локомотивом, созданным в дореволюционное время.
Были в России железные дороги с крутыми подъемами, например, Закавказская. Здесь требовались особо сильные локомотивы, и Коломенский завод начал выпускать двойные паровозы конструкции английского инженера Ферли, этакие «тяни-толкаи» с повышенной тягой. А завод в Брянске — паровозы швейцарского инженера Маллета. Они имели не одну, а две паровые машины и потому также обладали усиленной тягой.
Лучшим пассажирским локомотивом дореволюционной России стал паровоз серии С, то есть «Сормовский», так как строил его Сормовский завод. В народе же этот паровоз называли проще, «эской».
Он был детищем замечательного конструктора Бронислава Сигизмундовича Малаховского. Паровоз вышел на линию в конце 1910 года. Ни один русский локомотив не мог соревноваться с ним в скорости. Расстояние между Петербургом и Москвой он преодолел однажды за 9 часов, вместо обычных тогда 13. Его готовили к рекордной поездке между двумя столицами за 6 часов! И только Первая мировая война помешала установить этот рекорд.
Читайте в рубрике «Ж/д транспорт»: |
Военная техника | Телекоммуникации | Электроника | Энергетика | Физика | Химия | Биология | Математика | Психология | Физиология | Экономика | Металлургия | Строительство | Сельское хозяйство | Медицина | Культура и искусство | Виды двигателей | Машины и механизмы | Воздушный транспорт | Водный транспорт | Автотранспорт | Ж/д транспорт | Физики | Химики | Математики | Биологи | Европейские изобретатели | Американские изобретатели | Российские изобретатели | Советские изобретатели | Методология науки | Развитие креативности | Как стать изобретателем | Изобретения будущего