МРЗ-плейер
МРЗ далеко не единственный аудио формат, используемый в Web. Однако МРЗ стал стандартом де-факто благодаря тому, что легко доступен и не имеет встроенных механизмов защиты.
Купив компакт-диск, не надо получать разрешение выпустившей его фирмы на то, чтобы переписать содержимое на кассету для магнитофона в машине. И никого не волнует, где и на каких устройствах будет прослушана копия той или иной песни. МРЗ. продолжатель подобной традиции, позволяет свободно переписывать музыкальные файлы с компьютера на любые устройства их воспроизведения.
Изобретенный в 1992 году в институте Фраунгофера (Германия) формат под названием Moving Pictures Experts Group, Layer 3 (экспертная группа по движущимся изображениям, уровень 3). сокращенно MPEG-1, Layer 3. а еще короче - МРЗ. не казался тогда актуальным и обсуждался лишь в узком кругу специалистов. Главным достоинством МРЗ было то, что он обеспечивал более высокую степень сжатия звуковой информации, чем предыдущая версия MPEG, - исходный размер файла удавалось уменьшить приблизительно в восемь раз.
Вскоре после публикации метода кодирования другие люди поняли, что он идеален для сжатия и распространения музыкальных произведений. Качество звучания приближалось к достигаемому на компакт-дисках, а средняя четырехминутная песня сжималась в файл длиной около 4 Мбайт, то есть достаточно короткий для передачи через Интернет или с одного ПК на другой.
Поначалу распространению Интернет-музыки очень мешало отсутствие портативности: никто не хотел быть привязанным к компьютеру, когда слушал записи. В открывшуюся брешь хлынуло множество поставщиков и таких матерых, как «Sony», и совсем еще желторотых, вроде «HanGo», - с предложениями устройств воспроизведения цифровой музыки.
Первой выступила компания «Diamond Multimedia» со своим плейером Rio 300. Rio произвел подлинную революцию в общественном сознании. Он прорубил мощную брешь в глухой стене скепсиса по поводу качества звука в формате МРЗ. В последующие несколько месяцев звукозаписывающие компании развернули настоящую «охоту на ведьм» в стремлении защитить свои сверхприбыли. Маркетологи из крупных рекорд-лейблов стали шельмовать Rio (и другие аппаратные плейеры) не менее яростно, чем пишущие CD-дисководы. Гиганты музыкальной индустрии быстро смекнули, что МРЗ - это серьезная причина для экстренной смены столь удобной до сих пор модели ведения бизнеса. А за этим стоят деньги, и деньги колоссальные...
Вскоре после объявления о выпуске Rio ассоциация звукозаписывающих компаний США обвинила «Diamond» в нарушении изданного в 1992 года Акта о домашней звукозаписи - закона, согласно которому устройства воспроизведения цифровых записей должны снабжаться «антипиратской» системой контроля легальности копий.
В конце 1998 года суд вынес по данному делу решение в пользу «Diamond». Поскольку Diamond Rio не записывает звук, судьи постановили считать его «устройством для сдвига в пространстве» (space shifter), функционально эквивалентным плейеру-кассетнику, через который владелец воспроизводит песни, переписанные с имеющегося у него компакт-диска. Благодаря этому Rio и аналогичные плейеры смогли конкурировать на рынке с другими портативными звуковоспроизводящими устройствами.
Итак, наступление звукозаписывающих лейблов на МРЗ в общем-то захлебнулось, но без жертв не обошлось. В частности, большинство программ, поставляемых с МРЗ-плейерами, не позволяет выгружать из их памяти файлы формата МРЗ на подсоединенный компьютер. Все остальные файлы - можно, а МРЗ - нет. При попытке перемещения «проклятых» файлов МРЗ из плейера на ПК выдается сообщение о том, что эта операция, возможно, нарушает закон об авторском праве и поэтому не может быть разрешена.
Почему же покупатели так полюбили МРЗ-плейеры? Все очень просто: с точки зрения аппаратной части МРЗ-плейер - это идеальный портативный проигрыватель. Во-первых, в отличие от портативных плейеров, проигрывающих кассеты и компакт-диски, МРЗ-плейер не имеет движущихся частей, так что при толчках и падениях музыка не прерывается и ее звучание не меняется - очень удобно для тех, кто занимается гимнастикой. Поэтому же во много раз повышается надежность устройства. Во-вторых, отсутствие механических приводов позволяет МРЗ-плейеру быть крайне экономичным. Заряда двух батареек формата ААА хватает МРЗ-проигрывателю на 10 часов (что в 3-5 раз выше соответствующего показателя даже кассетных плейеров). В третьих, МРЗ-плейер легок и компактен, что позволяет обращать на него даже меньше внимания, чем на пейджер. И, наконец, МРЗ-плейер имеет низкую совокупную стоимость владения — теоретически, все, что вам нужно для того, чтобы быть в курсе последних музыкальных новинок, это доступ в Интернет. По крайней мере в России и странах СНГ это так.
Но плейер, конечно, не лишен недостатков. Цена большинства современных МРЗ-плейеров остается относительно высокой. Существенную долю в цене занимает флэш-память, и такое положение не скоро изменится. Кроме того, сменные карточки - также дорогое удовольствие, не сопоставимое по затратам с CD-R, компакт-кассетой.
Любителей хорошей аппаратуры часто не удовлетворяет и обеспечиваемое МРЗ качество звука. Стандартная скорость канала для МРЗ составляет 128 Кбит в секунду, а для компакт-дисков - минимум 256 Кбит в секунду. Увеличение скорости приведет к разрастанию МРЗ-файла, в результате чего он займет больше места на жестком диске и в памяти плейера. А при прослушивании на ПК потокового аудио даже незначительные ошибки, такие как пропуски продолжительностью в какую-то долю секунды, могут вызвать заметные перерывы звучания.
Тем не менее конкуренция принесла ощутимую выгоду потребителям. Первая модель Rio 300. стоившая около 300 долларов, имела 32 Мбайт памяти, что обеспечивало около 32 минут звучания. У большинства современных моделей емкость вдвое выше. Многие из них снабжены встроенным микрофоном, радиоприемником и т д.
Первый Rio не обладал даже возможностью вывода названий композиций на собственный ЖК-дисплей. Пользователям приходилось довольствоваться лишь указанием номера трека. Сегодня прогресс налицо. МРЗ может не только проигрывать предварительно занесенные в память файлы, но и работать в качестве полноценного цифрового диктофона; исполнять роль электронной телефонной книги. Подвластна ему и транспортная функция - хранение и перенос файлов различных форматов.
Цифровые диктофоны МРЗ-плейеров сейчас позволяют вести запись голоса в формате ADPCM со скоростью потока 32 Кбит в секунду. Они дают возможность записать до 128 минут голосовых заметок и интервью. Встроенные цифровые диктофоны хорошо подходят для хранения структурированной звуковой информации (например, многочисленных кратких голосовых заметок). Навигация и поиск нужной записи занимают считанные секунды любую запись можно прослушать и непосредственно через звуковую подсистему ПК. Для голосовых заметок ведется сквозная нумерация.
Кстати, качество записи на цифровой диктофон - более чем приемлемое благодаря низкому уровню «аналоговых» помех и хорошей чувствительности встроенного микрофона.
Читайте в рубрике «Электроника»: |
Военная техника | Телекоммуникации | Электроника | Энергетика | Физика | Химия | Биология | Математика | Психология | Физиология | Экономика | Металлургия | Строительство | Сельское хозяйство | Медицина | Культура и искусство | Виды двигателей | Машины и механизмы | Воздушный транспорт | Водный транспорт | Автотранспорт | Ж/д транспорт | Физики | Химики | Математики | Биологи | Европейские изобретатели | Американские изобретатели | Российские изобретатели | Советские изобретатели | Методология науки | Развитие креативности | Как стать изобретателем | Изобретения будущего