Образование и человеческое общение

Компьютерные технологии Компьютерные технологии

Над этими проблемами работает много солидных организаций, однако здесь найдется место и для самостоятельно работающего изобретателя, который задумывается прежде всего над истинными потребностями человека, а не над возможностью быстрого сбыта, и не движется по проторенному пути без оглядки на ограниченность природных ресурсов и пределы человеческих возможностей.

Вероятно, можно создать машины, избавляющие нас от необходимости держать в голове груз различных фактов, малоупотребительных слов и даже целых «словарей» иностранных языков. Задача заключается в том, чтобы дать человеческому уму возможность пользоваться «информационными банками», энциклопедиями и словарями с такой же быстротой и легкостью, как если бы он держал все эти факты в своей памяти, прибегая к их помощи для собственного творчества, создания чего-то нового, для сочинения литературных произведений. Возможно, будет изобретен портативный компьютер, переводящий наш родной язык на некий универсальный, который затем такой же компьютер иностранца переведет на его язык. Конечно, для общения с компьютером нам придется пользоваться каким-то упрощенным вариантом английского языка, чтобы исключить возможность двусмысленного перевода, и таким образом общение будет происходить лишь на уровне относительно простых понятий и фактов.

Ценным изобретением была бы пишущая машинка, способная печатать под диктовку, чтобы говорящий мог немедленно прочитать и отредактировать сказанное. Трудность заключается в том, чтобы подстроить такую машинку к конкретному типу произношения и обеспечить правильную орфографию. Последняя сложность легче преодолима в языках с орфографией, близкой к фонетической, таких, как русский или немецкий. Мы могли бы экономить газетную бумагу, создав устройство, которое при наборе определенного кода воспроизводило бы на телевизионном экране любую газетную полосу.

В области образования крайне желательно создать видеозаписи или кинофильмы, в которых урок или лекция воспроизводились бы с такой полнотой, чтобы преподаватель мог сосредоточиться на основной задаче обучения; обсуждении с учащимися пройденного материала и выяснении, насколько глубоко он усвоен.

Одним из наиболее неприятных последствий промышленной революции оказалось то, что ремесленное искусство на производстве уступило место разделению труда, в результате чего работник каждые несколько секунд или минут повторяет одну и ту же несложную операцию. Это лишило людей возможности гордиться своей работой, и многие заводские профессии не дают людям полного удовлетворения. Но мы не можем перевести стрелки часов на двести лет назад и вернуться к ремесленному изготовлению продукции по следующим соображениям:

1. Население земного шара слишком велико, чтобы всех можно было обеспечить жизненно необходимыми товарами без использования машинного производства.

2. Сейчас уже невозможно отказаться от тех благ, которые дают машины рядовому человеку (в частности, транспорт, бытовые удобства, хорошая одежда, санитария и гигиена, профилактическая медицина, образование и средства человеческого общения, отдых).

Вот почему изобретателю остается лишь довершить начатое и создать машины, которые делали бы всю однообразную работу на предприятиях: производство отдельных частей, сборку, проверку, упаковку и транспортировку. Там, где производятся миллионы однотипных товаров (например, электрических ламп), либо ведется промышленная переработка жидкостей или газов (например, на нефтеперегонных предприятиях), производство может быть полностью автоматизировано. А там, где пока нельзя обойтись без человека-оператора, следует подумать о создании самообучающегося робота.

Изобретения будущего

Читайте в рубрике «Изобретения будущего»:

/ Образование и человеческое общение

Рубрики раздела
Лучшие по просмотрам
Все рубрики