Развитие изобретательских способностей
Изобретатель подобен спортсмену, стремящемуся к победе на Олимпийских играх. Ясно, что для победы необходимо постоянно и настойчиво развивать свои способности на протяжении многих лет. Каковы же основные принципы «тренировки» будущего изобретателя.
Первым делом он должен выработать в себе изобретательский взгляд, иными словами, научиться смотреть на все, что его окружает, спрашивая себя: «А почему это сделано или устроено именно так? Нельзя ли сделать по-другому, лучше?» Это относится к зданиям и мостам, инструментам и кухонной утвари, станкам, дымовым трубам и каминам, самолетам, гребным винтам судов, к водопадам, волнам и ветру как к возможным источникам энергии и к собственному телу (рассматриваемому как механическое и химическое устройство). Изобретатель экспериментирует в процессе любой ручной работы, какую ему приходится делать: моет ли он посуду, копается ли в саду, пилит ли бревна; он всегда задумывается над тем, нельзя ли сделать работу быстрее и лучше, чтобы меньше уставать, экономнее расходовать электричество и воду, равномерно, распределять мускульное усилие между мышцами правой и левой стороны тела. Подобное экспериментирование для изобретателя столь же необходимо, как для ученого работа в физической или химической лаборатории.
Вырабатывание в себе такого подхода к окружающей действительности не только позволяет доискиваться до первооснов того или иного явления или конструкции, но и способствует накоплению полезной информации. Работая над созданием роботов, я внимательно присматривался ко всему, что мне приходилось делать руками, и пытался представить, как мог бы сделать то же самое робот с электронным мозгом. Способность человека к тончайшей координации движений и к оценке возникающих в процессе работы обстоятельств настолько меня потрясла, что я решил заняться телеуправляемыми механизмами, которые постоянно находятся под контролем квалифицированного оператора.
Второе качество, которое обязан выработать в себе изобретатель,— это уверенность в себе (порой доходящая до наглости); он должен быть убежден, что добьется успеха там, где остальные потерпели неудачу, даже если друзья и подвергают его насмешкам за то, что он берется за непосильную задачу. Такой уверенностью в себе обладают дети, и будущий изобретатель должен пронести это качество через годы учения; если уверенность в своих силах утрачена, ему надо ее восстановить. Самый естественный путь к этому — постоянно изобретать разного рода полезные штуки для повседневной работы: различные приспособления для письменного стола, для кухни, для занятий в часы досуга, для домашней мастерской. В процессе конструирования таких приспособлений изобретатель поймет, что на пути от первоначальной идеи к работоспособному изделию конструкция непременно претерпевает существенные изменения.
Третье качество, которое должен воспитывать в себе изобретатель,— настойчивость; именно настойчивость поможет ему преодолеть неудачи и трудности, которые обязательно встречаются на пути к новому. Всегда может случиться, что в ходе экспериментирования возникнет какое-то серьезное непредвиденное препятствие. Вот здесь-то изобретатель и должен трезво, не поддаваясь отчаянию, уяснить для себя: результат ли это принципиальной ошибки, заложенной в исходной идее, или эту трудность можно преодолеть за счет изменения конструкции или вспомогательного изобретения. Как правило, изобретателя поджимают время и деньги; в такой ситуации только он один способен принять верное решение. Он должен смотреть правде в глаза: с одной стороны, не отвергать с ослиным упрямством очевидные факты, а с другой — не давать отчаянию разрушить веру в собственное изобретение, если идея действительно того заслуживает. Если изобретатель знает заранее, что его ждут трудности, ему легче будет с ними справиться.
Упорству и настойчивости помогает и глубокое внутреннее убеждение в том, что работа над данным изобретением полностью оправдана с моральной и общественной точки зрения и что изобретение представляет ценность для человечества. Путь к этому лежит через то, что Уильям Джеймс назвал «моральным эквивалентом войны»,— обретение той решимости, какая бывает у человека в военное время. Вот почему важно выбрать для себя такую задачу, которая, по убеждению изобретателя, важна для человечества.
Далее, изобретатель должен научиться пользоваться своими творческими способностями, иными словами, познать самого себя. Прежде всего для этого нужно понять, когда и при каких обстоятельствах он наиболее активен творчески. У каждого одаренного человека бывают периоды, когда он находится в «супернормальном» состоянии: голова полна всяческих новых идей, а все внутренние помехи — усталость, лень и т. п.— отступают под натиском энергии и энтузиазма. У разных людей это бывает в разное время суток. Одни просыпаются среди ночи оттого, что их осенила идея, другим думается лучше всего ранним утром, третьим — ближе к полуночи. Способность мыслить связана с физическим состоянием организма и положением тела — помогают удобная, расслабленная поза (не следует сидеть скрючившись или развалясь), не слишком полный желудок, не слишком большая усталость, прогулка на свежем воздухе (пожалуй, пешие прогулки лучше всего способствуют желаемому состоянию). Все это помогает, но, разумеется, автоматически не приводит человека в наилучшее состояние для творческого процесса.
Эксперименты, о которых рассказывал журнал «Сайентифик Америкэн», показывают, что люди, занимающиеся трансцендентальной медитацией, способны приходить в такое состояние, когда ритмы мозга становятся более регулярными и спокойными, о чем свидетельствуют электроэнцефалограммы. Следовательно, посредством внутреннего контроля над собой можно добиваться различных состояний умственной активности.
Важным показателем творческого состояния служит «отключение» самокритики, которая обычно мешает новым идеям появиться на свет. Многие из родившихся мыслей не выдерживают последующей проверки, однако среди них будут и такие, которые можно развивать дальше. Поэтому нужно научиться подавлять в себе критическое начало, по крайней мере до тех пор, пока идея не выразится в эскизе на клочке бумаги или в нескольких словах, указывающих, в каком направлении следует искать решение задачи. Критика заглушается сознательным усилием воли. Нужно сказать себе: «А не может ли решение находиться там-то?» — и двигаться в этом направлении, отбросив все внутренние возражения.
Рассказывают, будто мысль о расположении атомов углерода в бензольном кольце химику Кекуле пришла в голову, когда он был слегка навеселе. Он ехал на верхней площадке двухэтажного автобуса, и ему вдруг представилась змея, кусающая себя за хвост. Бесспорно, небольшое количество алкоголя действительно расслабляет внутренние тормоза. Но вместе с тем у большинства людей, алкоголь притупляет остроту мышления, так что идея, которая в состоянии опьянения казалась прекрасной, оказывается несостоятельной при отрезвляющем свете дня.
Изобретатель обязан овладеть искусством мобилизовать для творчества всю свою эмоциональную энергию, т. е. подходить к проблеме с такой целеустремленностью, как если бы от ее решения зависела его жизнь. Вот почему самые крупные изобретения делаются людьми, отчетливо сознающими их необходимость. У большинства людей творческое состояние ума неразрывно связано с физическим здоровьем.
Творческая активность, несомненно, требует от человека огромного запаса эмоциональной энергии, которая позволяет оптимистически смотреть на вещи и тем самым избавляет изобретателя от пессимизма (вызванного, в частности, скептическим отношением окружающих или кажущейся неразрешимостью задачи). Правда, известны случаи, когда человеку больному или переутомленному или же находящемуся в состоянии нервного стресса удавалось найти в себе достаточно сил, чтобы сделать изобретение или совершить иной творческий подвиг. Но бесспорно одно: если вы хотите добиться успеха, вам следует следить за собственным здоровьем не меньше, чем спортсмену, который готовится к ответственным соревнованиям. Действие различных снотворных средств, алкоголя и даже таких стимулянтов, как крепкий кофе, накапливается в организме и притупляет остроту мышления. Ежедневная длительная прогулка (желательно в тени деревьев) поможет восстановить необходимый запас эмоциональной энергии. А излишества в еде вредны не только для тела, но и для ума. На своем собственном опыте я убедился, что сытная еда мешает творческому процессу: когда я придерживался легкой диеты, удачные идеи чаще приходили мне в голову и было проще работать над статьями, требующими ясного конструктивного мышления. Сказанное подтверждается и опытом других людей, которым требовалась предельная ясность мысли для решения особенно трудных задач.
Пятое качество, которое должен развивать в себе изобретатель,— это способность доискиваться до сути проблемы; ему необходимо уметь создать простейшую мысленную модель системы, которую он стремится улучшить. Эта модель не должна содержать ничего лишнего, только самые существенные элементы. Невозможно работать над изобретением, мысленная модель которого содержит массу второстепенных деталей и настолько сложна, что не представляется цельной. Необходимо знать основные законы природы, преступить которые не следует пытаться (всем нам приходится регулярно получать проекты «вечных двигателей» от полных радужных надежд изобретателей, никогда не слышавших о началах термодинамики). Однако не следует и слепо крушить этими законами наполовину оформившуюся свежую мысль. Наконец, совершенно необходимым качеством для будущего изобретателя является способность думать руками. Все великие изобретатели постигали это искусство, когда работали в своих домашних мастерских и лабораториях. Только чистый математик способен обойтись без этого качества, изобретателю же без него никогда не удастся изобрести что-то такое, что можно было бы претворить в жизнь.
Читайте в рубрике «Как стать изобретателем»: |
Военная техника | Телекоммуникации | Электроника | Энергетика | Физика | Химия | Биология | Математика | Психология | Физиология | Экономика | Металлургия | Строительство | Сельское хозяйство | Медицина | Культура и искусство | Виды двигателей | Машины и механизмы | Воздушный транспорт | Водный транспорт | Автотранспорт | Ж/д транспорт | Физики | Химики | Математики | Биологи | Европейские изобретатели | Американские изобретатели | Российские изобретатели | Советские изобретатели | Методология науки | Развитие креативности | Как стать изобретателем | Изобретения будущего