Вы можете стать изобретателем
Многие ошибочно полагают, что изобретателем может стать лишь один человек из нескольких тысяч. Напротив, большинство из нас на определенных этапах жизни проявляют подлинную изобретательность. Другое дело, что гораздо реже в результате такой изобретательности появляется новый прибор, или производственный процесс, или же изделие, которые составляют коммерческую ценность. Всякий раз, когда мы сталкиваемся с задачей, не имеющей очевидного логического решения, и находим для нее неожиданное, оригинальное решение, мы изобретаем.
«Изобретением» можно назвать зарождение идеи, которая в дальнейшем получает овеществленное воплощение. Изобретение предназначено для удовлетворения человеческих потребностей, для разрешения возникающих проблем, причем делается это нетрадиционными методами, иными словами, совершается некий идейный качественный скачок. В основе изобретения лежит не простое увеличение количества или размера, не использование новых материалов — здесь существенна новизна основного конструктивного принципа. Творческую сущность изобретения составляет именно этот переход к новому конструктивному принципу, который не может быть выведен из известных идей путем логического рассуждения. И то обстоятельство, что данное изобретение уже было сделано кем-то раньше, не умаляет заслуги изобретав теля, если, разумеется, он не знал этого и самостоятельно пришел к открытию.
Женщины, занимающиеся хозяйством, изыскивают способы экономить время и труд, по-новому размещая кухонные принадлежности и оригинально планируя жилище. Немалую изобретательность проявляют садоводы. Для всех творческих работников изобретательность играет не меньшую роль, чем профессионализм. Канцелярский служащий изобретает более удобный способ классификации документов. Домашние мастерские являют пример изобретательности в хранении инструментов и организации рабочего места в предельно ограниченном пространстве. Даже в области управления, в сфере человеческих отношений изобретательность позволяет разрешить казалось бы неразрешимые задачи. Нам приходилось быть членами жюри, которые оценивали детские изобретения, и мы только диву давались обилию и разнообразию идей, нередко относившихся к области наших непосредственных профессиональных интересов. «Как же мы сами до этого не додумались?» — восклицали мы; эти слова могут относиться к любому из подлинно значительных изобретений.
Конечно, невозможно собрать случайных людей — имей они даже университетские дипломы с отличием и самый высокий «коэффициент умственного развития» — и обучить их искусству изобретать. Способность находить оригинальные решения должна быть заложена в человеке, и научить этому нельзя. Однако эта способность встречается у людей гораздо чаще, чем мы привыкли думать, основываясь на сравнительно небольшом числе людей, добивающихся успеха на изобретательском поприще. Тут уместно провести аналогию со спортом: бегун-марафонец непременно должен быть жилистым человеком, а олимпийский чемпион по толканию ядра обязательно обладает внушительным телосложением. Но из этого вовсе не следует, что если кто-то от рождения имеет широкие кости и сильные мускулы, то он станет чемпионом. Такой человек должен всесторонне развиваться физически, тренироваться, разрабатывать определенные мышцы, набирать вес. Ему нужны тренеры, и хотя они не обязаны сами быть классными спортсменами, лучше если на финальной стадии тренировок хотя бы один из тренеров будет иметь за плечами опыт собственных выступлений в соревнованиях. А главное, спортсмен должен твердо верить в победу и неуклонно добиваться ее.
Мы пришли к выводу, что успехи на экзаменах по научным и техническим дисциплинам отнюдь не связаны со способностью студента к оригинальному мышлению. Мы склонны считать, что университетские отличники ни в большей, ни в меньшей степени, чем двоечники, способны к такому мышлению. Правда, слабые студенты чаще выдвигают идеи, попросту противоречащие известным законам природы (как, скажем, «вечные двигатели»), тогда как хорошо подготовленные студенты сразу же отвергают подобные идеи, даже не обсуждая их ни с кем. Но для последних препятствием к оригинальному мышлению является чрезмерная склонность к анализу и непомерное уважение к авторитетам.
Показательным примером того, что способность к практически полезным изобретениям заложена во многих людях, служит деятельность английских физиков в годы второй мировой войны. До войны многие из них жили в обособленном мире чистой науки, и их отношение к науке как нельзя лучше отражали слова Резерфорда: «Занятия физикой потеряли бы всякую прелесть, если бы кто-нибудь нашел для них практическое применение». Однако, когда война заставила их искать решения прикладных задач, они изобрели радиолокатор, нашли способ размагничивания кораблей, разработали приборы ночного видения и сыграли немаловажную роль в создании атомной бомбы.
Способность к оригинальному творческому мышлению распространена очень широко; позволительно даже утверждать, что она присуща большинству нормальных людей. Под «оригинальными» мы понимаем здесь идеи, новые для изобретателя, который прежде ни в каком виде не встречался с подобным решением проблемы. Разумеется, нередко случается, что к такому же или аналогичному решению до него пришли другие изобретатели, но сам он об этом не знал (а если и знал, то не это послужило толчком к его собственной идее). Почему же люди столь ограниченно пользуются своими способностями и чаще всего лишь в мелочах?
Образование и изобретения
Влияние образования на способность изобретать заключается главным образом в трех основных пороках системы образования, принятой во всех промышленно развитых странах. Эти пороки в равной мере присущи системам всеобщего образования во всех странах независимо от их политического строя и исторических особенностей.
Обучение призвано всесторонне готовить человека к полноценной жизни. У истинно образованного человека голова, сердце и руки,— говоря языком науки, умственные способности, эмоциональная сфера и практические навыки — должны быть развиты до наивысшего совершенства. Большинство систем образования основывается на принципах, выдвинутых еще Платоном. В результате люди, способные добиться сколько-нибудь значительных успехов в сфере умственного труда, сосредоточивают свои усилия на теоретической подготовке и смотрят на физический труд свысока — их обучение уделяет мало места практическим навыкам. В Англии, например, ребенок вступает в пору экзаменов, едва перешагнув за свой первый десяток лет, и у него уже не остается времени на занятия тем или иным рукоделием.
Следовательно, один из пороков системы образования заключается в пренебрежительном отношении к физическому труду как к занятию, не подобающему интеллектуалам. Нередко приходится слышать, как человек, мнящий себя интеллектуалом, не только без тени смущения, но даже с гордостью говорит: «Я и гвоздя забить не сумею». Практические знания, которые можно получить, лишь работая руками, для изобретателя не менее важны, чем работа в лаборатории для ученого. Мы выражаем это фразой: «Думайте руками». Иными словами, для того чтобы способности к изобретательству могли развиться у каждого, кто имеет к этому задатки, необходимо в совершенстве освоить хотя бы одно ремесло в период получения общего образования. Тогда человек не только сумеет воплотить свои идеи «в металле», но и познает прелести творческого ручного труда,— труда, дающего, пожалуй, наиболее полное внутреннее удовлетворение.
К тому же «интеллектуальное» образование само по себе страдает одним общим пороком. Как в области гуманитарных (несмотря на уверения, что здесь поощряется и воспитывается оригинальность), так и в области естественных наук студентам преподносятся факты, догмы, устоявшиеся мнения, теории и теоремы, которые они затем в полупереваренном виде извергают на экзаменах. Лишь по-настоящему хороший преподаватель учит студентов самостоятельно мыслить, вырабатывать собственное мнение и делать выводы; научные дисциплины не часто преподаются так, чтобы студент мог проводить самостоятельные исследования, получать результаты и выдвигать гипотезы. Это приводит к двум печальным последствиям. Во-первых, студент редко находит удовольствие в получении знаний. Во-вторых (и с нашей точки зрения, это наихудшее), он считает себя неспособным к самостоятельному мышлению. А уверенность в себе— мы еще будем говорить об этом ниже—'одна из предпосылок успешной изобретательской деятельности. Дело можно поправить, позволив студентам часок-другой в неделю работать над еще не решенной проблемой. Это даст им возможность получить какие-то собственные результаты, которые затем будут обсуждаться в ходе свободной дискуссии.
Недоверие, с которым сталкивается человек, высказавший оригинальную идею, можно проиллюстрировать на следующих примерах. Представьте себе, что я заявил, будто можно передвигаться в несколько раз быстрее пешехода (затрачивая при этом меньше усилий), балансируя на двухколесной педальной повозке. Не будь велосипед уже изобретен, мне бы сказали: «Мы не акробаты!» А если бы я стал утверждать, что можно передвигаться еще быстрее с помощью машины, внутри которой каждую минуту происходит несколько тысяч взрывов, меня встретил бы хор возражений; такая машина не только неудобна, но опасна.
Воспитание эмоций, бесспорно, труднейшая задача образования, современная же система образования совершенно пренебрегает ею. Верно, конечно, что, изучая великие произведения искусства и литературы, знакомясь с жизнью знаменитых ученых и изобретателей, работая под руководством настоящего учителя, можно попутно получить и эмоциональное воспитание. А ведь именно эмоции являются той движущей силой, которая заставляет нас добиваться чего-то вопреки нашей природной лени и инертности. Восточная мудрость называет тело .повозкой, ум погонщиком, а чувства лошадью, которая тащит повозку. Воспитать эмоции — значит обуздать лошадь, чтобы погонщик мог уверенно управлять ею. Задачу создать что-то действительно стоящее, например изобрести нечто полезное для человечества, можно уподобить вытаскиванию повозки из болота и подъему ее на крутую гору. Для этого лошадь должна собрать все свои силы, а погонщик должен умело ею управлять и быть совершенно уверенным в возможности достижения конечной цели.
При образовании, ставящем своей целью формирование цельной личности, задачу воспитания эмоций решить труднее всего; мы оказались неспособными дать молодому поколению возможность определиться в жизни, создать ему все необходимые предпосылки для выбора достойной цели. Это является одной из причин усугубляющихся проблем в обществе, достигшем материального изобилия. Среди них можно назвать загрязнение окружающей среды, безработицу, работу, не дающую удовлетворения, трудности, с которыми приходится сталкиваться народам развивающихся стран, расточительную эксплуатацию природных ресурсов в ущерб будущим поколениям, гонку вооружений. Все перечисленные проблемы в конечном счете ведут к ухудшению «качества» жизни индивидуума. Воспитание эмоций должно начинаться с объяснения простой истины: нельзя смешивать понятие материального жизненного уровня, который в нашем перенаселенном мире по необходимости ограничен, с понятием содержательности жизни — чем содержательнее жизнь каждого отдельного человека, тем полнее жизнь окружающих его людей. Если будущий изобретатель хорошо уяснит для себя разницу между этими двумя понятиями, он сможет направить свои усилия на конструирование машин, улучшающих «качество» жизни, ее содержательность и не создающих дополнительных проблем для общества материального благополучия.
Читайте в рубрике «Как стать изобретателем»: |
Военная техника | Телекоммуникации | Электроника | Энергетика | Физика | Химия | Биология | Математика | Психология | Физиология | Экономика | Металлургия | Строительство | Сельское хозяйство | Медицина | Культура и искусство | Виды двигателей | Машины и механизмы | Воздушный транспорт | Водный транспорт | Автотранспорт | Ж/д транспорт | Физики | Химики | Математики | Биологи | Европейские изобретатели | Американские изобретатели | Российские изобретатели | Советские изобретатели | Методология науки | Развитие креативности | Как стать изобретателем | Изобретения будущего