Принцип системности
Когда в первой половине XX века наука превратилась в одну из самых мощных сил общественного прогресса, она сама стала объектом тщательного изучения. Ученые и философы, рассматривая ее с различных сторон, создали целый ряд специальных дисциплин: психологию научного творчества, логику науки, социологию науки, историю науки, теорию организации исследований и т. д. Результатом совокупных усилий многих мыслителей явилось понимание того, что наука представляет собой сложную, динамическую и функциональную систему совершенно особого рода. Чтобы пояснить это, мне придется коснуться самого понятия «системы».
Что изучаемые нами объекты представляют собой, как правило, не изолированные и простые явления, а сложные, взаимосвязанные и взаимодействующие совокупности, состоящие из образований того или иного вида, естествоиспытатели и философы начали понимать уже давно. Они называли такие совокупности системами, и на протяжении XVIII—XIX веков наиболее проницательные из них специально занимались изучением различного вида систем. Однако понятие «системы» начало занимать центральное место в трудах ученых и философов лишь с конца XIX и, особенно, в XX веке. Одним из важнейших принципов классического естествознания было убеждение в том, что при изучении любого сложного явления его следует разлагать на более простые составные части и элементы. Достаточно описать и изучить свойства, способы движения и видоизменения этих элементов, чтобы простым суммированием полученных сведений приобрести все необходимые знания об исходном сложном явлении. Такой подход был исторически обусловлен быстрым развитием и впечатляющими успехами классической механики и физики. Выработанные в этих дисциплинах методы познания позволили ответить на многие, ранее не разрешимые вопросы. Принцип механицизма— сведение сложного к простому, целого — к части, системы — к ее элементу, всего качественного многообразия движений в природе и обществе — к механическому движению, до поры, до времени, был не только оправданным, по и наиболее рациональным способом научного познания объективного мира.
Однако уже к середине XIX века накопилось достаточно большое количество фактов, свидетельствующих о том, что, при изучении сложных явлений природы и общества, подобный способ мышления оказывается недостаточно эффективным. К этому времени биологи описали огромное количество отдельных биологических видов и разновидностей. Но основные, так сказать, генеральные принципы развития живой природы, законы, объясняющие появление и исчезновение видов, причины и факторы их развития и совершенствования оставались непонятыми. Все это подводило к осознанию того, что необходим совершенно новый, не механистический подход к изучению сложных явлений. Этот новый подход, впоследствии получивший название «принципа системности», был практически осуществлен такими великими представителями науки XIX века, как Маркс и Дарвин.
Рассматривая общество как единое связное целое, Маркс, прежде всего, стремился выявить основные законы, принципы социального целого — общественно-экономической формации. Взяв в качестве объекта своего исследования капиталистическое общество, он показал, что оно представляет собой совокупность различных систем: культуры, политической власти, идеологических и экономических отношений, причем определяющим является способ производства материальных благ. Именно здесь, в конечном счете, заключены механизмы, регулирующие развитие общества. Опираясь на общественно-экономическую формацию в целом, ему удалось сформулировать и объяснить законы ее частей, т. е. подсистем общей социальной системы.
В XX веке в сферу научных интересов были включены сложные социальные и технические системы. Необходимость управлять гигантскими техническими установками, целыми отраслями промышленности, включающими тысячи предприятий, транспортных и информационных коммуникаций, необходимость планировать и осуществлять сложные боевые операции, охватывающие тысячи воинских подразделений, и т. д. сделали разработку принципа системности одной из первоочередных задач современной науки.
Что же такое система? Я остановлюсь здесь лишь на достаточно простом истолковании этого понятия. Данный объект называется системой, если каким-либо определенным способом его можно расчленить на составные части — подсистемы, а эти последние — на элементы. Элементы считаются далее не делимыми, хотя это справедливо лишь при определенных условиях на каждом данном уровне анализа. Так, при химическом подходе атом можно рассматривать как элемент более сложной системы — молекулы. Однако, с точки зрения физики, атом сам рассматривается как система, состоящая из ядра и электронов. Между подсистемами и элементами системы должны существовать определенные отношения или взаимодействия, через которые осуществляется взаимная связь. Если таких связей не существует, то мы имеем дело не с системой, а с простым агломератом, кучей случайных элементов.
В современной литературе по теории систем даются весьма разветвленные классификации, охватывающие различные типы стабильных, функционирующих и динамических систем. Чтобы не перегружать изложение излишними деталями, я ограничусь здесь лишь несколькими иллюстрациями Подобных систем. Обычный жилой дом дает прекрасный пример стабильной системы. Он может быть разбит на отдельные подсистемы: жилые блоки, технические коммуникации (лестницы, лифты, система электроснабжения, вентиляция и т.п.). Каждая из этих подсистем, в свою очередь, может быть разбита на подсистемы более низкого уровня: отдельные квартиры, лестничные марши, звенья водопровода, канализации и т. п. Эти подсистемы и их элементы связаны друг с другом особыми отношениями, совокупность которых образует архитектурно-планировочную и техническую структуру здания.
Наручные часы дают пример функционирующей системы. Механизм этой системы, осуществляя постоянное повторение определенных движений, работает в режиме повторяющихся циклов, и этим обусловливаются определенные взаимодействия между ее компонентами.
Наконец, обычный одуванчик представляет собой образец динамической системы. Между его подсистемами: корнями, листьями, стеблем и цветком, а также элементами (клетками растительной ткани) — также осуществляются сложные взаимодействия, приводящие к образованию новых элементов, новых подсистем, новых типов взаимодействия и взаимоотношения. Динамическая система изменяется количественно и качественно.
Функционирующие системы отличаются от стабильных тем, что взаимное расположение и взаимодействие подсистем и элементов непрерывно меняются, хотя их состав и число в системах обоих типов остается неизменным. Напротив, в динамических системах изменяются не только содержание отношений и типы взаимодействия между подсистемами и элементами, но и сами они изменяются количественно и качественно. Одни из них исчезают, другие возникают и развиваются. Поэтому для функционирующих и динамических систем необходимо знать не только их исходные элементы и компоненты, но и типы действующих в них
преобразований. Обычно внутри каждой сложной системы можно выделить несколько наборов более или менее устойчивых отношений и преобразований. Это и определяет структуру того или иного вида. Чаще всего в сложных системах одновременно существует несколько структур, а сами такие системы называются полиструктурными. Различные по содержанию отношения и преобразования обусловливают различные структуры.
Умение обнаруживать некоторое общее свойство у гигантского количества различных по содержанию отношений и преобразований, определяющих те или иные структуры различных систем, позволяет ученым сопоставлять и сравнивать между собой самые несхожие на первый взгляд системы, «подменять» их друг другом, изучать одни, менее доступные для исследования системы с помощью других — объектов-заместителей, выступающих в качестве моделей. Особый интерес представляют, конечно, те отношения и взаимодействия, которые обнаруживаются в устойчивых, повторяющихся структурах. Их описание и исследование дает нам возможность сформулировать законы данной системы. Но что такое закон? Маркс, обсуждая вопрос о природе экономических законов, говорил, что закон есть внутренняя, необходимая связь между явлениями. Именно в этом смысле мы и будем говорить о законах сложных систем.
Для каждого вида систем характерны свои типы отношении, преобразований и взаимодействий, а следовательно, и своп функциональные, стабильные или динамические структуры. Поскольку такие структуры взаимодействуют друг с другом, определенным образом влияя на соответствующие образования в высших и низших уровнях, изучение систем оказывается весьма нелегким делом. Поэтому для выделения исходных принципов, регулирующих деятельность системы в целом, необходимо найти некоторую основную клеточку, исследование которой дает ключ к пониманию особенностей функционирования и развития системы как целого. Именно так поступил Маркс в «Капитале», выделив товар и товарные отношения в качестве клеточки, аккумулирующей в себе основные экономические структуры и отношения, развитие которых, в конечном счете, в определенных условиях приводит к возникновению капиталистического способа производства.
Но какое все это имеет отношение к принципам научного мышления, к анализу научного познания? Уже античные мыслители, и особенно Аристотель, ясно понимали, что серьезное и глубокое познание окружающей действительности возможно лишь в систематической форме. Наибольшего развития в эпоху античности из всех так называемых положительных наук достигла лишь математика. Естественно поэтому, что древние философы лучше всего изучили систему математического знания. Знания об этой системе были аккумулированы в логике Аристотели и его последователей. Однако естественнонаучные знания были достаточно разрозненны и не представляли единой стройной системы. Мы знаем теперь, что творец первой, в современном смысле, научной картины мира — Коперник вполне ясно представлял себе системный характер науки.
Изучая различные сложные системы, ученые создают знания, которые, в свою очередь, образуют системы — системы научного знания. Это — новый, сложный объект, к которому можно с полным основанием применить принцип системности. Мы уже видели, что построение научного знания связано с выделением сложной иерархической системы различных принципов. Теперь нам следует ближе познакомиться собственно с системой научного знания, выделить образующие ее подсистемы и элементарные образования, познакомиться с наиболее устойчивыми структурами и постараться выяснить законы функционирования развития самой науки.
В первом приближении дело выглядит так: ученый-специалист, исследуя тот или иной сложный объект, изучая его особенности и устойчивую структуру, реализующие объективные, необходимые связи, создает систему научных знаний, стержнем которой являются законы науки. Как мы увидим в дальнейшем, помимо законов науки, система научных знаний охватывает ряд других подсистем, важнейшим из которых являются эмпирические факты науки; описания, методы и приемы исследований и т. д. Система научного знания сама является сложным объектом. Этот объект развивается по своим особым законам. Их изучение и формулирование составляет задачу специалистов в области философии и методологии наук. Теперь мы можем сказать, что нас будут интересовать научные знания, выступающие в виде особого системного объекта.
Читайте в рубрике «Методология науки»: |
Военная техника | Телекоммуникации | Электроника | Энергетика | Физика | Химия | Биология | Математика | Психология | Физиология | Экономика | Металлургия | Строительство | Сельское хозяйство | Медицина | Культура и искусство | Виды двигателей | Машины и механизмы | Воздушный транспорт | Водный транспорт | Автотранспорт | Ж/д транспорт | Физики | Химики | Математики | Биологи | Европейские изобретатели | Американские изобретатели | Российские изобретатели | Советские изобретатели | Методология науки | Развитие креативности | Как стать изобретателем | Изобретения будущего