Рождение Афины
При первом знакомстве с великими научными теориями и открытиями возникает впечатление, будто они появляются в голове ученого законченными и совершенными, подобно тому как законченной и совершенной возникла из головы громовержца Зевса Афина Паллада, покровительница мудрости. Однако чем пристальнее вглядываешься в историю науки, тем очевиднее становится, что это впечатление обманчиво. Внезапные озарения подготовлены долгим развитием, наиболее совершенные теории обнаруживают свое несовершенство и подвергаются видоизменениям. Сама грань между научным и ненаучным, между тем, что является открытием гения и достоянием школьника, результатом лабораторного исследования и предметом промышленного производства, гибка, условна и относительна.
Сотни специалистов: логики, психологи, науковеды, естествоиспытатели и философы — размышляют над природой науки. Но по мере решения одних вопросов все больше возникает других, нерешенных. Даже само понятие науки подвергается беспощадному анализу и сомнению. Наука — это прежде всего теория, но это и метод, ведущий к созданию теории; наука — это закон, отражающий необходимое в мире. Но закон невозможен без фактов, вбирающих в себя случайное, преходящее. Наука — это отвлеченные понятия, но вместе с тем она вырастает на почве действительности и используется для ее преобразования. Поэтому одни ученые дают ей очень лаконичные определения, применимые лишь к отдельным научным дисциплинам, другие считают, что ее вообще нельзя определить.
Что общего между абстрактной алгеброй, оперирующей трансфинитиыми числами, и историей древнего мира, между физикой элементарных частиц и географией, описывающей рельеф местности? Почему все эти столь различные дисциплины называются наукой?
Когда мы имеем дело со сложным, развивающимся явлением, следует сразу же решить, будем ли мы принимать в расчет историческое движение интересующего нас предмета или ограничимся лишь знакомством с результатом, имеющимся па сегодняшний день. Учет процесса развития — есть основное требование диалектики. "Можно, конечно, возразить, что, подходя к вопросу с определенной философской позиции, мы заранее предопределяем возможный ответ. Однако не следует забывать, что отсутствие такой позиции делает поиски ответа просто бессмысленными. Видимый образ предмета зависит не только от его объективной конфигурации и окраски. В известной мере он определяется и выбором наблюдательного пункта. И в этом нет никакого проявления субъективизма. Тот, кто, стремясь к максимальной объективности, сказал бы, что будет осуществлять наблюдения со всех возможных позиции одновременно или ни с одной из них, никогда бы не смог осуществить своего намерения. Поэтому, когда ученый задумывается над поставленными выше вопросами, он сознательно или бессознательно принимает некоторую философскую позицию. Приходя к определенному ответу, он не только становится обладателем новой истины или нового заблуждения, но вместе с тем получает подтверждение или опровержение справедливости своего философского кредо, мировоззрения, метода рассуждения, которым он пользовался при обсуждении волнующих его проблем.
Рассматривая науку в историческом развитии, мы будем стремиться прежде всего к выяснению ее истоков, исторически простейших форм, ибо в них легче всего обнаружить ее специфические черты. И еще одно соображение. Когда мы задаем вопрос: «Что такое хирургия?»,— мы можем поступать двояким образом: 1) Перечислить все виды заболеваний, для лечения которых необходимы хирурги, и сказать: эти случаи и есть область хирургии, а совокупность необходимых для этого знаний—есть хирургия; 2) Рассмотреть
несколько наиболее типичных хирургических операций и выявить специфические неотъемлемые черты хирургической деятельности, отличающие ее от других способов лечения болезней.
Анализ деятельности, ведущий к определенному результату, не следует противопоставлять изучению результатов, возникших в итоге этой деятельности. Несмотря на взаимную связь, оба эти подхода различны, и каждый обладает своими достоинствами. В книге «Анатомия научного знания» (М., 1969) наука рассматривается как результат определенной деятельности, как уже построенное здание, как завершенная операция. Теперь к ней стоит подойти с другой стороны, рассматривая ее как особый способ деятельности. Этот способ деятельности называется «научным мышлением», а его наиболее важные закономерности и условия представляют собой «принципы научного мышления».
Человек осуществляет много различных видов деятельности. К их числу относятся: производство материальных предметов, производство духовных и культурных ценностей, религиозная, художественная и познавательная деятельность. Научное мышление есть наиболее совершенный и тонкий вид этой последней.
Рождение Афины было чудом. Как и всякое чудо, оно представляет собой единичный, неповторимый, а потому и необъяснимый акт. Рождение науки имеет не только свою предысторию, но и свое продолжение. Отдельный человек останавливается в своем развитии, ибо он конечен, смертен. Человечество развивается постоянно. Наука есть результат особой познавательной деятельности человечества, и в анализе этой деятельности следует искать ключи к тайнам науки.
Читайте в рубрике «Методология науки»: |
Военная техника | Телекоммуникации | Электроника | Энергетика | Физика | Химия | Биология | Математика | Психология | Физиология | Экономика | Металлургия | Строительство | Сельское хозяйство | Медицина | Культура и искусство | Виды двигателей | Машины и механизмы | Воздушный транспорт | Водный транспорт | Автотранспорт | Ж/д транспорт | Физики | Химики | Математики | Биологи | Европейские изобретатели | Американские изобретатели | Российские изобретатели | Советские изобретатели | Методология науки | Развитие креативности | Как стать изобретателем | Изобретения будущего