Театры

Театр Театр

Театр в том виде, каким мы его знаем в западном мире, был, по всей вероятности, изобретен древними греками. Это относится не только к зданию, но и ко всей форме этого искусства в целом. Но совсем другое дело — как возник театр в Греции.

Ключ к разгадке обычно ищут в "Поэтике", трактате, написанном в XIV в. до н. э. великим философом Аристотелем. Там утверждается, что трагедия (которую греки описали в стихах) произошла от обычая петь "дифирамбы" — драматические гимны, создававшиеся в честь бога Диониса во время его первого весеннего праздника. Обмен дифирамбами между певцами включался в примитивные пьесы, изображавшие сатиров (мифических козерогов, составлявших свиту богов), которые затем переросли в торжественную трагедию. Комедия, в каком-то смысле пародия театра, развилась из простых ритуалов, процессий, в которых служители культа Диониса носили огромные фаллосы.

Общепринятая теория, основанная на трудах Аристотеля, указывает на большое сходство, хотя, возможно, поверхностное, между греческими словами "трагедия" и "козел" (трагос). Трагедия, по мнению некоторых ученых, стала так называться, потому что певцы дифирамбов одевались в костюмы козерогов (сатиров). Хотя другие источники подтверждают, что с VI в. до н. э. и далее в Афинах и других местах устраивались субсидированные государством состязания, на которых присуждались призы за пение дифирамбов (обычно сопровождавшиеся обильными возлияниями), однако не сохранилось никаких упоминаний о том, что участники этих состязаний выступали в козлиных шкурах. И тогда как в некоторых греческих пьесах сатиров включали в хор, их, согласно произведениям Аристотеля, изображали как мужчин с лошадиными ушами и хвостами, но, в отличие от бога Пана, у них не было козлиных ног. Альтернативным предложением является то, что козел выступал в качестве жертвоприношения или приза в конкурсах дифирамбов. Позднее в таких состязаниях козлов, действительно, выигрывали. Но такое объяснение слова "трагедия" низводит элемент присутствия козла до совершенно случайного. В этом случае остается весьма мало доказательств того, что трагедия действительно произошла от дионисийских ритуальных выступлений сатиров, как считал Аристотель.

Действительно, на каждом шагу встречаются свидетельства, противоречащие традиционной версии. Драматические конкурсы в Афинах, впервые организованные государством в середине VI в. до н. э., были связаны с весенними праздниками, посвященными Дионису, и при этом в центре огромного театра в Афинах воздвигался в его честь алтарь. Но Дионис участвовал лишь в некоторых пьесах. У греков бытовала даже пословица, связанная с театром: "Причем тут Дионис?" Ни древние, ни современные писатели, придерживающиеся теории Аристотеля, не могли ее толком объяснить. Хотя впоследствии Дионис стал богом-покровителем театра, это отнюдь не значит, что последний развился из пения гимнов в честь этого бога.

Следует заметить, что пальму первенства в постановке пьес с сатирами на празднествах в Афинах отдавали, по свидетельству древних источников, драматургу Пратину, жившему около 500 г. до н. э., спустя полвека после присуждения первых призов за лучшие трагедии. Другие приводили довольно нелепый аргумент о том, что Пратин повторно ввел пьесы с сатирами. Все же, несмотря на эти очевидные противоречия, большинство теорий сводится к основной идее, что греческая трагедия развивалась из ритуалов, посвященных богу Дионису, в которых важную роль играли жертвоприношения козлов. Слова Аристотеля никогда полностью не сбрасывали со счетов.

Мнение о том, что трагедия произошла от ритуала с жертвоприношением козлов, следует воспринимать с некоторой иронией. Что же касается комедии, то люди не нуждались в ритуалах, чтобы валять дурака. Известно, что в древнем мире общество развлекали шуты. Рисунки на египетских гробницах показывают их прыгающими перед публикой в своих "дурацких колпаках" или высоких шляпах, похожих на те, что надевают современные клоуны. Эти бродячие актеры могли ставить небольшие мимические сценки или пьесы; сюжет и сценарий создавались устно и обычно не записывались.

То же можно сказать и о Греции, где существовало любопытное предание о Феспие, актере, поэте и драматурге, по имени которого была названа актерская профессия "феспийцы". В 534 г. до н. э. он выиграл приз за постановку пьесы в Афинах; считается также, что он первым использовал в театрах маски и отделил индивидуальные реплики актеров от хора. Это согласуется с традиционной теорией происхождения театра из празднеств, посвященных Дионису. Но другое предание, записанное римским поэтом Горацием, обычно истолковывали превратно или вовсе отрицали. По его версии, Феспий разъезжал со своими пьесами по всей стране в фургоне с труппой актеров, разрисовывавших лица красной краской из винного настоя. Эта версия звучит вполне правдоподобно.

Учитывая сказанное о Феспие, логично было бы предположить, что задолго до официальных представлений на празднествах странствующие группы актеров, клоунов, танцовщиков, певцов и музыкантов давали различные представления, согласуясь со вкусами публики. Их привлекали весенние празднества в честь Диониса — он был богом виноделия и поэтому, возможно, главным божеством для странствующих актеров. Так как тогда уже вошло в обычай обязательное одаривание лицедеев, то они получили возможность зарабатывать, ставя пьесы, соответствующие этому празднику. Когда в источниках упоминаются такие "пионеры" в развитии трагедии и комедии, как Феспий, который ввел маски и актеров-солистов, то, вероятно, имеются в виду "пионеры", положившие начало Афинскому фестивалю.

Нельзя отрицать, что в греческой драме присутствовал религиозный элемент. Действительно, преобладающей темой у ранних греческих драматургов была связь человека с богами-олимпийцами, а также с более первобытной силой — Судьбой. Но это не значит, что античный театр произошел от какого-то конкретного религиозного ритуала, хотя такие обряды, несомненно, способствовали развитию всевозможных форм искусства — от мастерства странствующих актеров до поэзии в целом (включая дифирамбы). Первый великий афинский драматург Эсхил (525—456 гг. до н. э.) описывал свое творчество как "крохи от пирога", приготовленного Гомером, поэтом, составившим восхитительное эпическое произведение о Троянской войне в VIII в. до н. э.

Последним гвоздем в теории "религиозных ритуалов" как предтечи драмы стала недавняя археологическая находка, сделанная на Ближнем Востоке. В 1990 г. русские ученые, исследовавшие урартскую крепость в Армении, опубликовали работу о двух осколках глиняных табличек VIII в. до н. э. с любопытным текстом на эламском языке, одном из языков Древнего Ирана. Она касается похождений героя Древнего Вавилона Гильгамеша, того эпизода, где он встречается с Сидури, торговкой, живущей на краю света. История представлена в виде диалога, часть которого произносит Гильгамеш, часть — Сидури, а часть— "все", то есть хор. Короче, на табличках дана часть пьесы. Исследователи ничего не смогли сказать об этой находке, кроме того, что "это поразительно". Главное в том, что там не было никаких намеков на "религиозный ритуал" — повесть о Гильга-меше ходила повсюду как превосходный анекдот по крайней мере за 1000 лет до создания "прототипной пьесы" из Урарту. С точки зрения исследователей, на табличках могла быть записана пьеса, которую ставили странствующие актеры из Ирана, возможно даже, поставленная по случаю царской свадьбы. К VIII в. до н. э. греки начали усиленно путешествовать по Ближнему Востоку, и, вполне вероятно, именно таким образом они могли впервые познакомиться с литературной драмой.

Первые сиденья для зрителей

Итак, нет никаких оснований считать, что театр появился внезапно в конце VI в. до н. э. Однако пьесы великих афинских драматургов V столетия остаются единственными уцелевшими законченными пьесами. В том же веке трагедия и комедия приобрели форму классического искусства. Изобретение театра как специального места для встреч и развлечения общества, насколько нам известно, также принадлежит грекам. В самом деле, у них гораздо более долгая, чем допускает предание, история, ищущая из глубин древней эгейской цивилизации.

Минойская цивилизация бронзового века на острове Крит, процветавшая задолго до классической эры, проводила организованные спортивные зрелища, включая бокс и игры с быками.

Прямо на север от великого минойского дворца в городе Кносс находилась небольшая открытая площадка размером в 50 квадратных футов с полом и с расположенными с двух сторон рядами каменных ступенек. Считается, что это были сидячие или стоячие места для придворных, приходивших смотреть танцы, бокс и другие представления. Внутри дворца есть фрески, сделанные приблизительно в 1400 г. до н. э., на которых изображены аристократки, сидящие на больших трибунах.

Остатки последних находят и сейчас. Архитектура трибуны на фреске точно соответствовала внутреннему двору дворца. Однако если допустить, что там проводились игры с быками, то не ясно, как такой жестокий вид спорта проводился на столь малой площади? Чего стоило протащить упирающегося быка через узкие коридоры! Так что открывший Кносс археолог Артур Эванс считал, что для этого с наружной стороны дворца должны были пристраиваться временные деревянные строения. Минойцы, изображенные на фреске, вероятно, смотрели на какое-то другое зрелище, более соответствующее размерам двора.

В минойских трибунах можно увидеть отдаленного предшественника здания классического театра. К 500 г. до н. э. в Греции начали строить настоящие театры. Вместо трибун, поддерживаемых балками, что стало весьма опасно, когда на них находились тысячи людей, классические греческие театры строились из камня. Самым древним считается театр Диониса, рассчитанный на 6000 зрителей, построенный на южном склоне Акрополя в Афинах в V в. до н. э. Остатки этого здания были как бы отодвинуты на второй план более поздними постройками, но все они были сделаны по тому же типу, например театр в Эпидавре.

Наиболее характерной чертой классического греческого театра было, конечно же, наличие большого количества зрительных мест (или театром), расположенных огромным полукругом по отношению к круглой орхестре ("место для танцев" в Греции), где пел и танцевал хор. В центре орхестры находился тимел — алтарь Диониса. В западной части орхестры находилась скена (откуда произошло современное название сцена): длинная деревянная палатка с дверями, из которых выходили актеры. В древних театрах действие происходило в промежутке между скеной и орхестрой. Чтобы приблизить спектакль к аудитории, позже перед скеной была построена платформа — первые подмостки, а по сторонам — периактой, или кулисы, за которые удалялись актеры.

Иногда самые простые изобретения оказываются самыми великими. Изобретенные греками элементы использовались во всех последующих драматических театрах. Спустя столетия после гибели античной цивилизации они все еще вдохновляли строителей театров. А некоторые древние театры были построены так прочно, что уцелели и поныне почти в нетронутом виде. Во многих из них все еще ставятся спектакли, например, в театрах, построенных в III в. до н. э. в Сиракузах, главной греческой колонии на Сицилии. Эти возобновленные представления явились "живым" доказательством того, как искусные постройки античных театров позволяли нескольким тысячам зрителей с удобством видеть и слышать все представление без помощи технических приспособлений XX в.

Усилению голоса актеров помогали также обычные для театра Древней Греции маски. Современные эксперименты с ними объясняли характерную причудливую форму рта. Они выполняли роль громкоговорителей или мегафонов, не только усиливая голос, но и улучшая чистоту звучания.

Театр в Риме

Наряду со многим другим римляне переняли у греков и искусство театра. После первоначального запрета на строительство постоянных театральных помещений, изданного сенатом (который считал это искусство декадентским), первый каменный театр в Риме был построен диктатором Пом-пеем в 52 г. до н. э., а за ним последовали многие другие. Римляне свободно видоизменяли традиции греческого театра в соответствии со своим вкусом. Особой популярностью стала пользоваться комедия, а драма приобрела более светский характер. Это означало, что потребовался более близкий контакт между аудиторией и актерами, и структура театра изменилась в соответствии с этим. Круг, в котором находилась орхестра, уменьшился до полукруга, и так как традиционный хор греческой трагедии утратил популярность, то площадку для орхестры заняли сиденья сенаторов и других важных лиц, удобно располагавшихся в складных креслах и на носилках. Сцена расширилась и опустилась ниже, чтобы сидящим в орхестре не приходилось вытягивать шею.

Римская аудитория очень заботилась о комфорте. Тогда как греки во время представления трагедии испытывали благоговейный трепет (в противоположность этому при представлениях комедий на сцену можно было швырять фрукты), римская публика не относилась с большим почтением к театру как к таковому и нуждалась в дополнительных развлечениях. Поэтому римские театры, в отличие от греческих, обычно бывали окружены различными лавочками с едой и напитками. Некоторые театры были снабжены полотняными навесами, которые с помощью лебедки и веревок натягивались над зрительным залом для защиты от дождя и солнца.

Искусство театральных построек при римлянах процветало. Знаменитый архитектор Витрувий (I в. до н. э.) оставил в своем труде подробные инструкции по их возведению. Витрувий уделял особое внимание геометрии театров, в чем, как он правильно понимал, лежал секрет хорошей акустики. Он также подробно описал, как можно улучшить акустику театра, используя соответственно расположенные "звучащие сосуды", изготовленные из бронзы так, что они резонировали при определенной частоте звука. Созданная Витрувием теория подвергалась основательной критике со стороны современных нам экспертов по акустике, выразивших сомнение в ценности звучащих сосудов. Похоже, что подобные скептики находились и во времена Витрувия, поскольку он был вынужден писать в свою защиту:

"Возможно, кто-нибудь скажет, что ежегодно в Риме строится множество театров, в которых никакого внимания не обращают на эти [акустические] принципы, но это мнение ошибочно... Однако если спросят, в каком театре использовались такие сосуды, то мы не сможем указать ни одного в самом Риме, но зато несколько в других областях Италии и довольно много в Греции. У нас имеется также свидетельство Луция Муммия, который после разрушения театра в Коринфе привез оттуда в Рим бронзовые сосуды и сделал жертвенное подношение Храму Луны [богу Луны] в виде денег, вырученных от их продажи. Кроме того, искусные архитекторы при постройке театров в небольших городах из-за недостатка средств применяли небольшие глиняные сосуды с приблизительно таким же резонансом, добиваясь превосходных результатов при размещении их описанным выше методом".

Основным аргументом Витрувия было: "услышавший да поверит". Чтобы убедиться в действительной эффективности сосудов Витрувия, требуется провести некоторый археологический эксперимент. То, что Витрувий был прав, уже доказано относительно одометра.

Специальные эффекты

Будучи сам по себе замечательным изобретением, театр античных времен включал еще множество небольших изобретений, так как древние греки разработали большинство из известных в настоящее время основных сценических приспособлений. Уже на заре V в. до н. э. в театрах существовали лебедки, поднимавшие актеров, играющих богов, высоко в воздух. В комедии Аристофана "Мир" действующее лицо по имени Тригей поднимается в небеса на спине гигантского навозного жука; в тексте к этому имеется ремарка, призывающая оператора лебедки быть осторожным.

Делались также люки в полу, через которые актеры могли неожиданно появляться или уходить в подземный мир. Кулисы (периактой) часто делали из деревянных призм, вращавшихся на осях, каждая сторона которых была разрисована отдельными сценками. Витрувий так описывал их использование:

"Когда нужно было сменить пьесу или когда в сопровождении внезапных ударов грома должны были появиться боги, кулисы поворачивались и перед зрителем представала совсем другая сцена".

Другие дополнительные эффекты были разработаны в эру эллинистических "высоких технологий", которая наступила в конце IV в. до н. э. после завоевания Ближнего Востока Александром Великим. Герон, блестящий инженер из Александрии, с особым интересом занимался театральными приспособлениями. Он разработал магические 4-колес-ные консоли — автоматические приспособления, въезжавшие на сцену, маневрировавшие там и возвращавшиеся назад — и даже миниатюрные механические театры, ставившие коротенькие пьески.

Для сокращенного варианта трагедии "Навилий" Герон сконструировал механизм, сбрасывавший на сцену молнию (нарисованную на доске), а затем поднимавший ее опять вверх, одновременно открывая на сцене новый задник. Было ли это перенесено на большую сцену, неизвестно. Еще одним сценическим эффектом, созданным Героном, несомненно, был его механизм, воспроизводящий грозу. В современных театрах (даже после того, как стали использовать звук в записи на магнитную пленку) часто для звукового изображения грозы употребляют огромные листы металла. В устройстве Герона применялись бронзовые шары, градом летевшие вниз по желобу с выступами и падавшие на большой латунный лист. Грохот был оглушительный и производил сильное впечатление.

Наследие времен античности

Театральный дизайн и эффекты продолжали совершенствоваться в эллинистический период и во времена Римской империи. Как бы там ни было, но римляне были непревзойденными архитекторами древнего мира и в театральном строительстве пошли дальше греков. Но римская публика была, как известно, непостоянна в своих вкусах и ненасытна в стремлении к новизне зрелищ. Выражение "Хлеба и зрелищ!" произошло от римлян (оно высказано устами поэта-сатирика I в. н. э. Ювенала) как горькое указание на то, что могло удержать простой народ в узде. Спустя несколько поколений основная часть населения перекинулась на другие виды развлечений. Амфитеатры, где проводились "игры", были гораздо более зрелищными, нежели античный театр, так как там воссоздавались живые сцены морских сражений или жертвоприношения сотен христиан.

История театра времен Рима — это история постепенного упадка. Пародийная пантомима оставалась единственной формой представления, сохранившей популярность и вызывавшей яростную враждебность христиан из-за ее вульгарности, а также по причине того, что некоторые пьесы были написаны специально, чтобы высмеять их веру. Неудивительно поэтому, что, когда в IV в. н. э. империя официально приняла христианство, театры были закрыты и запрещены. Они ушли в подполье ^существовали в виде маленьких трупп странствующих актеров.

Имеются некоторые указания на то, что античный театр продолжал процветать в Восточной Римской империи, основанной в Византии, но нет никаких свидетельств того, какого рода давались представления. Продвигаясь дальше на восток, античный театр способствовал появлению драмы на санскрите в Древней Индии. Несмотря на несовпадение свидетельств, можно считать, что театр на санскрите появился между 200 и 100 гг. н. э. Первые известные фрагменты таких пьес начиная с I в. н. э. отражают уже хорошо развитую драматическую традицию. Начало их литературной обработки относится, вероятно, к 140 г. н. э. и косвенно связано с пантомимой. Между II в. до н. э. и II в. н. э. была написана "Натия Шастра" ("Наука драмы"), первый классический труд об индийском театре. Его создание приписывается некоему Бхарате, описывавшему во вступительной главе мистическое происхождение театрального искусства. Оно было задумано богами как здоровое развлечение для народа в те времена, когда пренебрегали моралью: сам великий бог Брахма обучал первых актеров (Брахту и его сыновей) и повелел небесному архитектору Вишвакараме построить первый театр.

История происхождения индийского театра менее ясна, хотя вполне вероятной кажется кое-какая информация, дошедшая до нас из античных времен. В 327 г. до н. э. армия Александра Великого достигла Северной Индии, и в течение следующих двух столетий там существовали созданные греческими авантюристами царства в Бактрии (Афганистан) и Северо-Западной Индии. Можно считать, что именно в этот период индийцы и познакомились с античным театром. Одна из самых известных пьес на санскрите "Маленькая глиняная тележка" действительно имеет поразительное сходство по строению сюжета и образам с греческой комедией времен Александра Македонского. Яваника — название сценического занавеса, употребляемое в "Натия Шастра", возможно, взято от слова yavana, что по-индийски означает "греческий".

Как бы то ни было, индийская драма продолжала следовать в направлении, заданном "Натия Шастрой", доминировавшей на протяжении всего средневековья. Театр на санскрите пришел в упадок в средние века и был заменен другими формами, но старая традиция сохранилась на Катьятаме, на котором все еще ставили представления в некоторых храмах в Керале, на юго-западном побережье Индии. Возможно, это и была самая древняя в мире форма искусства.

В то время как в Индии развивался собственный театр, в Европе христианство наложило на него запрет. Такие драматурги, как германская монахиня X в. Гросвита, ставившая христианские версии комедий, написанных римским автором Теренцием (II в. до н. э.), составляли исключение. Но постепенно церковь создала свой собственный вид драмы, ставя небольшие пьесы, изображавшие рождение и муки Христа (или Страсти Господни). Эти ненавязчивые проповеди для невежд о чудесном и страстях в конце концов проникли в светские круги. Между тем представители сохранившихся профессий римского театра — певцы, танцоры, жонглеры и акробаты — боролись за свое существование в виде братства бродячих трупп и наконец на исходе средних веков стали находить поддержку при дворах.

Все нити сошлись в эпоху Возрождения, когда ученые и художники заново открыли литературу античного мира. Шекспир был представителем постренессанса и многими своими пьесами обязан театру древнего мира.

Культура и искусство

Читайте в рубрике «Культура и искусство»:

/ Театры

Рубрики раздела
Лучшие по просмотрам
Все рубрики