Музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты Музыкальные инструменты

Поразительно раннее появление многих музыкальных инструментов позволяет представить своего рода оркестр времен каменного века. Особенно древними считаются духовые инструменты. Простейшие флейты, похожие на свистульки, с 3—7 отверстиями для пальцев были найдены при раскопках поселений раннего каменного века во Франции, в Восточной Европе и России; им от 15 до 25 тысяч лет. Французские образцы этих инструментов были сделаны из полых птичьих костей, в то время как другие, из Восточной Европы и России — из оленьих и медвежьих. В Джорджии, в захоронении XIII в. до н. э., нашли тонко вырезанную флейту длиной 8 дюймов, сделанную из берцовой кости лебедя. Музыковеды из Джорджии обнаружили, что на этих примитивных инструментах все еще можно играть. В конце 1 тысячелетия до н. э. скифы и соседние с ними племена на юге нынешней России все еще играли на подобных флейтах, сделанных из костей орла и грифа. Из костей хищных птиц получались превосходные флейты: подобные и сейчас делают болгарские мастера, эти инструменты отличаются особенно нежным и богатым звучанием.

"Ревут, как быки, а грохочут, как мамонты"

Вторым музыкальным инструментом, изобретенным человеком вслед за флейтой, по всей вероятности, была трещотка, все еще широко используемая аборигенами Австралии и другими отсталыми народностями по всему миру. Она менее известна в современном западном обществе, за исключением пластмассовых или картонных вариантов, используемых как сюрприз в коробках с кашей для завтрака. Трещотка очень проста: для ее изготовления может сгодиться почти любой материал, вырезанный в форме рыбы нужного размера. На одном конце просверливается отверстие и прикрепляется длинная веревка, за которую трещотку вертят в воздухе; инструмент издает невероятный шум. Викторианский антрополог Эндрю Лэнг так описал представление с игрой на трещотке в лекции, данной во дворцовом институте в Лондоне в 1885 г.:

"Вначале, когда ее раскручивают за веревку, не происходит ничего особенного, и аудитория начинает опасаться, что эксперимент будет подобен химическому опыту, который заканчивается одним неприятным запахом. Но когда трещотка нагревается до нужной кондиции, она оправдывает свое название, производя звук, который лучше всего охарактеризовать как мощный, нарастающий шум, как будто какие-то сверхъестественные существа «машут и бьют крыльями с ужасающим ревом». Взрослые люди, конечно же, бывают удовлетворены очень кратким экспериментом, но мальчишки в Англии знают, что трещотки — самый эффектный способ пошуметь".

Недисциплинированные подростки, о которых писал Лэнг, использовали музыкальный инструмент, изобретенный еще в конце ледникового периода. Образцы трещоток, найденные в Германии и Дании, относятся приблизительно к 12 тысячелетию до н. э.

Издревле известны барабаны. Предполагают, что черепа мамонтов, вполне подходящие для изготовления отличных ударных инструментов, использовались в каменном веке в качестве барабанов в таких местах, как Межиричи на Украине, где приблизительно в 12 тысячелетии до н. э. население очень широко применяло кости мамонтов, начиная с постройки домов и кончая картографированием (см. "Жилища из костей мамонтов" в разделе Дом и его обустройство и "Изготовление карт" в разделе Транспорт). Но самые настоящие барабаны, сделанные из глины, найдены на территории нынешних Германии, Чехии и Словакии и относятся приблизительно к 3 тысячелетию до н. э. Барабанщики изображены на относящихся примерно к тому же времени горшках с Ближнего Востока. К 3 тысячелетию до н. э. китайцы изготавливали барабаны из крокодиловой кожи, что известно по находкам в захоронениях на юге провинции Шэньси. Около 1400 г. до н. э. они изобрели бронзовые барабаны на ножках, а также деревянные, закрепленные в раме. В Западном полушарии перуанцы к концу 1 тысячелетия до н. э. также делали барабаны из кожи.

Ударные инструменты

Вероятно, барабан является самым известным ударным инструментом далекого прошлого. Разновидностей других ударных инструментов, изобретенных в древнем мире, множество — от наипростейших (двух специально обработанных палок) до поистине эксцентричных, типа китайской "тигровой коробки". Во времена династии Чжоу (722—480 гг. до н. э.) был популярным полый деревянный брус, вырезанный в форме тигра с зазубренной спиной. Тигровая коробка издавала звук при легком прикосновении к ней специальной палкой, расщепленной на конце на 12 лепестков, отчего возникал металлический звук.

Любимым ударным инструментом древних египтян был систр. Это U-образный металлический обод с тремя или четырьмя пробитыми отверстиями, через которые продевают толстую проволоку. При встряхивании он производит звук, похожий на шуршание папирусного тростника. Этот инструмент с 2500 г. до н. э. обычно использовался при религиозных службах в Египте. Как заметил египтолог XIX столетия Джон Гарднер Вилькинсон, "систр был священным инструментом и преимущественно применялся при службах в храмах, примерно так же, как маленький звенящий колокольчик в римской католической церкви". Это сравнение удачно. Систр до сих пор используется в эфиопской церкви (наследнице египетской коптской церкви), эта замечательная вещь пережила более 4000 тысяч лет со времени возведения пирамид.

Из всех древних ударных инструментов, вероятно, самая странная предыстория у китайских колокольчиков. Появившись в Средиземноморье, они были в Древнем Китае вне конкуренции среди других инструментов.

Первые колокольчики были созданы к началу 2 тысячелетия до н. э. и представляли собой любопытные предметы, сделанные преимущественно из глины. Они имели отверстия в верхней части для протягивания веревки, на которой висел деревянный язык. Предполагается, что колокольчики подвешивали на ветвях деревьев, чтобы они звенели на ветру, созывая добрых духов.

Были ли колокольчики изобретены в Китае независимо от стран Средиземноморья, остается невыясненным. Но первые металлические колокольчики, несомненно, были изготовлены в Китае во время правления династии Шан (1500— 1000 гг. до н. э.). Небольшие экземпляры из бронзы с язычком внутри отмечают начало великой эпохи колоколов на Дальнем Востоке. Со временем они приобрели крупные размеры и высочайшее качество. К V в. до н. э. китайцы уже изготавливали колокола с таким совершенством тона, что они стали играть основную роль в государственном регулировании мер и весов (см. "Музыка и ее запись"). Принцип действия древнекитайских колоколов заключается в том, что они издавали различные звуки, когда по ним ударяли: один, если ударяли по центру, а другой — если ударяли у края.

Самый большой колокол древности был сделан по приказу корейского императора Иегонга в 771 г. н. э. Этот бронзовый великан, сохранившийся и поныне, имеет 9,5 футов в высоту, 7,5 футов в окружности и весит 70 тонн. На протяжении 900 лет он был самым тяжелым из колоколов и даже сегодня является третьим в мире по величине действующим колоколом. Он был изготовлен в основном для религиозных целей: корейские буддисты верили, что когда били в этот колокол, то от него исходили духовные волны, достигавшие концов земли. Считалось, что чем больше колокол, тем длиннее волны.

Духовые инструменты

Флейта оставалась популярной на протяжении всей предыстории человечества. Но ее историю, наряду с другими духовыми инструментами, труднее проследить с момента образования в 4 тысячелетии до н. э. основных городских цивилизаций Ближнего Востока, Как ни странно, это следствие не недостатка свидетельств, а, наоборот, их множества: в то время как музыкальные инструменты таких давних времен — редкость, находят много изобразительных свидетельств (скульптур, рисунков, керамических изделий и настенной живописи) их существования. Многочисленные сцены, относящиеся приблизительно к 3000 г. до н. э., изображают музыкантов, играющих на различных инструментах. Например, на высеченной из камня вазе из Бизмая, в Ираке, относящейся к 2600 г. до н. э., изображена группа музыкантов, один из которых дует в какой-то инструмент наподобие современного гобоя. В других случаях инструмент сделан из тростника. На флейтах играют, дуя прямо в трубку, причем звук выходит из другого ее конца или из острого срезанного края, около мундштука. Но "трубка" из Бизмая могла быть также и трубой, духовым инструментом, действующим совсем по другому принципу, где вибрация вызывается за счет губ, прижатых к мундштуку.

Даже изображения флейт могут вводить в заблуждение. На некоторых флейтах играли, держа их вертикально и дуя в верхнее отверстие, так что по виду они походили на трубки или трубы, что подтверждается рисунками: К счастью, в некоторых случаях такие свидетельства более определенны. У египтян были также "поперечные" флейты, действовавшие по тому же принципу, что и современные оркестровые инструменты, то есть в них дули через дырочку, находившуюся сбоку. Такие флейты можно увидеть на надгробных изображениях времен Среднего царства (2040—1780 гг. до н. э.). Некоторые из них имели более 2 футов в длину, и, судя по рисункам, для игры на них требовались довольно длинные руки.

С таким инструментом, как окарина, также все довольно ясно. Она представляет собой небольшие керамические флейты, обычно овальные по форме. История приписывает ее изобретение итальянскому музыканту XIX столетия Джу-зеппе Донати, что на самом деле ошибочно. Окарины впервые появились у цивилизации майя в Гватемале и Южной Мексике. Образцы этих инструментов в форме затейливых человеческих или звериных фигурок относятся по крайней мере к IX в. н. э.

Свирели также принадлежат к семейству флейт. Сделанные из нескольких тростниковых трубок постепенно убывающей длины и связанные вместе, что позволяет извлекать из них звуки разного тона, они были любимыми музыкальными инструментами древнегреческих пастухов и названы по имени бога Пана, который, как они считали, их изобрел. Первые известные образцы свирели, найденные на юге Украины, относятся к 2000 г. до н. э. Похоже, что они были независимо изобретены в разных частях света. На них играли инки в Перу, они и по сей день популярны в Южной Америке. В Древнем Китае было разработано подобие огромного губного органа. В могиле маркизы Дай, похороненной в 168 г. до н. э., находилось несколько бамбуковых свирелей высотой 2,5 фута, имевших два ряда из 22 трубок равной длины, производивших 12 нот китайской гаммы: название каждой ноты было записано тушью в нижней части каждой трубки.

Самые ранние известные тростниковые инструменты пришли из Месопотамии. Первые образцы относятся ко 2 тысячелетию до н. э., когда тростниковая трубка стала наиболее популярным духовым инструментом по всему Ближнему Востоку. В греко-римском мире ее относили к семейству тростниковых губных трубок, известных как аулус и являвшихся предшественницами современных кларнета и гобоя. На аулусе, как это можно увидеть на греческих керамических изделиях, всегда играют по двое, каждый пальцами обеих рук. Головы музыкантов были обычно стянуты кожаными повязками, защищавшими от перенапряжения при игре без отрыва губ от инструмента.

Трубы имеют долгую предысторию, уходящую к предметам, порожденным природой, таким как раковины и полые рога животных, являющимся прекрасными, хотя и примитивными музыкальными инструментами. Первые металлические трубы были сделаны, вероятно, египтянами: две трубы, одна из бронзы и золота, а другая из серебра, были найдены в могиле фараона Тутанхамона. Изогнутая труба или рог были излюбленными военными инструментами древнего мира. Римские легионы бросались в атаку под звуки корну, огромного рога, изогнутого в форме буквы G. Римляне считали, что он был изобретен этрусками, предшественниками Римской империи, процветавшими в Центральной Италии в течение VIII—VI вв. до н. э. Но бронзовый военный рожок, по всей вероятности, был изобретением Северо-Западной Европы. Ирландцы и скандинавы изготавливали бронзовые рожки уже приблизительно в 1000 г. до н. э. Они стали известны как национальный инструмент кельтов. Греческий писатель Диодор Сицилийский указывает:

"Их рожки имеют своеобразный первобытный вид; в них дуют, производя резкий звук, подходящий для смятенной обстановки боя".

Но из всех духовых инструментов наиболее типичным для кельтов считается волынка — на ней играют бретонцы (в Западной Франции), ирландцы и шотландцы. Однако довольно странно, что пронзительный звук волынок впервые прозвучал над Египтом. Греко-египетские скульптуры I в. до н. э., изображающие игру на волынках, почти на 1000 лет предшествуют первым письменным и изобразительным свидетельствам с Британских островов. Согласно письменным источникам, император Нерон (54—68 гг. н. э.) играл на волынках, что было новшеством в Риме того времени. И хотя ситуация остается не совсем проясненной, возможно, что волынка завезена в Британию во время римской оккупации (I—V вв. н. э.).

Первые струнные инструменты

Самыми ранними струнными инструментами были арфы и лиры, изобретенные, по всей вероятности, шумерами Древнего Ирака. Некоторые из первых письменных текстов в мире пришли из шумерского города Ур; они относятся приблизительно к 3200 г. до н. э. и
включают символы, изображающие простейшие арфы. Форма этих инструментов позволяет предположить, как они были изобретены: в 4 тысячелетии до н. э. или раньше человека осенило при звоне туго натянутой тетивы лука и возникла идея попробовать извлечь и другие звуки путем добавления еще нескольких струн. Поместив корпус лука в звуковой футляр для достижения резонанса, можно было перейти к следующему этапу — работе над полнотой звука. Лира явилась производной от арфы: форма одностороннего лука была преобразована в фигуру с двумя загнутыми кверху концами, образующими крестовину; а струны, вместо того чтобы прикреплять непосредственно к резонатору, натягивали на перемычку, крепящуюся к раме.

Свое уважение к арфе шумеры объясняли изобретением этого инструмента самим великим богом Энлилем. Ее конструкция была совершенной уже на раннем этапе. Самые древние находки обнаружены на дворцовом кладбище великого города Ур, где были захоронены шумерские правители XXV в. до н. э. (см. "Украшения" в разделе Личные вещи и украшения). Одна из них, довольно большого размера (3 фута 6 дюймов в высоту), с резонатором в виде плоскодонной лодки ставилась вертикально, и на ней играли, как и на современной арфе. Гарнитура для защиты струн делалась из серебра и золота. В другой могиле на дворцовом кладбище были найдены три лиры с головами разных животных на резонаторах, обозначавших разную высоту звука: быка — бас, теленка — тенор и оленя — альт. Все они были роскошно декорированы сценками, выполненными из перламутровой инкрустации.

Арфы и лиры оставались любимыми музыкальными инструментами в Месопотамии на протяжении 4000 лет и приобрели огромную популярность по всему Ближнему Востоку. Особенно они прижились в Древнем Израиле, что можно заметить по многочисленным упоминаниям в Библии; например, царь Давид (X в. до н. э.) был известным мастером игры на лире.

Гитары и лютни

Мы склонны считать гитару современным инструментом. Но на хеттском рельефе из Аладжа Хююк (Центральная Турция), созданном в 1300 г. до н. э., изображен музыкант, играющий на инструменте, наподобие гитары с характерной формой корпуса в виде восьмерки и даже с ладами. Но работа по определению древних музыкальных инструментов — задача не из легких, особенно если в вашем распоряжении всего лишь свидетельства в виде рисунков. Поэтому идентификация этого хеттского инструмента с гитарой спорна. Пуристы настаивают на том, что это лютня, так как изгибы боков инструмента слишком незначительны. Обычно лютня имеет форму груши, поэтому лучшим определением для инструмента из Аладжа Хююк, вероятно, будет "гитарообразная лютня".

Название довольно условное, ибо гитара, по определению, представляет собой лютню с короткой шейкой, так что эти инструменты имеют общую историю. Похоже, что лютня в Месопотамии произошла от лиры и впервые была запечатлена на двух вавилонских печатях, приблизительно 2300 г. до н. э. Отсюда она распространилась по всему Ближнему Востоку, став особенно популярной в Египте периода Нового царства (1550—1070 гг. до н. э.). Спустя тысячелетие из нее родилось целое семейство инструментов, распространившихся по всему древнему миру. Греки в III в. до н. э. распространили их в Северную Индию; оттуда они проникли дальше на восток и породили китайские е-чин и японские сямисэн. В Индии лютня стала прародительницей ситар. Варианты лютни, разработанные для игры с помощью смычка, положили начало семейству скрипичных.

Арабы продолжили ближневосточную традицию игры на лютне и распространили ее в Европу через завоеванную ими Испанию (711—1492 гг.). Само название лютни произошло от арабского уд и средневекового французского ле уд. А теперь вернемся к гитаре, на арабском происхождении которой настаивают некоторые ученые. Другие же предполагают, что она произошла от древнегреческой кифары, своего рода лиры с резонатором из панциря черепахи; названия, по крайней мере, сходятся, хотя сами инструменты разные..Иные опять возвращаются к мнению, что это было европейское изобретение средних веков.

Вопрос еще больше усложняется из-за гитарообразной лютни, найденной в Аладжа Хююк, и подобной же, изображенной на фресках I в. н. э. в Аиртам, в Узбекистане. Последняя очень похожа на современный инструмент. Проблема весьма сложна, и правильнее было бы сказать, что лютни на протяжении веков чаще всего имели гитарообраз-ную форму. Некоторые из них принадлежали к семейству кифар, популярных в позднем средневековье в Европе, и первая современная гитара произошла от кифары, вероятнее всего, в Испании. В книге Иоганна Тинкториса "Изображение и законы музыки", опубликованной в 1487 г., утверждается, что гитара, "которую иные называют хитарой", была "изобретена каталонцами". Гитары периода Ренессанса были похожи во всех отношениях на современную испанскую гитару, за исключением струн. Обычно их было четыре или пять, а шестая появилась лишь в конце XVIII в.

Культура и искусство

Читайте в рубрике «Культура и искусство»:

/ Музыкальные инструменты

Рубрики раздела
Лучшие по просмотрам
Все рубрики