Волшебные фонари
Волшебный фонарь мало известен в наше время, но им восхищались в гостиных еще викторианской эпохи. Благодаря ему в XX в. пришли к изобретению диаскопа и кино. Самая последняя модель волшебного фонаря представляла собой цилиндрический колпак из тонкого материала, надетый на лампу. Помещенная сверху вертушка под действием поднимающегося от лампы горячего воздуха начинала медленно вращать колпак. По бокам колпака помещались тонкие бумажные щитки с раскрашенными картинками. По мере вращения цилиндра вокруг лампы лучи света, проникая в промежутки между рисунками, создают иллюзию живых картинок: человеческие фигурки приходят в движение точно по тому же принципу, что и в современной мультипликации.
В 1868 г. вице-президент Лондонского королевского общества В. Б. Карпентер установил, что волшебный фонарь был изобретен в 1836 г. Майклом Фарадеем, известным пионером электричества. Он, конечно же, ошибался, так как некий Джон Бейт уже писал о волшебном фонаре в начале XVII столетия. Однако даже Бейт описывал уже давно известное устройство.
Принцип использования тепла для вращения фигурок очень древний. На Ближнем Востоке он уходит корнями к Герону Александрийскому, который изобрел игрушку с движущимися танцорами еще в I в. н. э.. Еще старше и совершеннее китайский вариант, так как включает проекцию изображения. В 121 гг. до н. э. фокусник по имени Шао Он провел своего рода сеанс для императора Хань By Ти, используя движущиеся изображения, проецируемые на экран. У жившего ранее императора Хань Гаоцу уже в 207 г. до н. э. была лампа, при зажигании представлявшая вращающихся драконов. Хань Гаоцу, вероятно, владел и другим волшебным фонарем, называемым "волшебная трубка". Она вращалась с помощью маленькой ветряной мельницы. Согласно перечню сокровищ Хань Гаоцу, относящемуся к VI в. н. э., "там была нефритовая трубка длиною 2 фута 3 дюйма с 26 отверстиями. Когда через них проходил ветер, то можно было увидеть колесницы, лошадей, горы и леса на поставленном перед ней экране. Все это проносилось друг за другом с оглушительным грохотом. Как только дуновение воздуха прекращалось — все исчезало".
Около 180 г. н. э. изобретатель Тин Хуан создал "девятиярусное кадило", которое и было, очевидно, усовершенствованным вариантом волшебного фонаря. На нем были изображены странные птицы и необычайные звери, которые вращались, когда зажигалась лампа.
К XII в. н. э. самой частой формой волшебного фонаря стала "скачущая лошадь". Когда зажигали лампу, на стене появлялся последовательный ряд скачущих, словно живые, коней. В более усовершенствованных образцах, вероятно, использовались линзы для усиления яркости изображения. Это тот самый тип волшебного фонаря, который видели европейские путешественники, и среди них — священник-иезуит Мартин Мартини (1614—1661 гг.), миссионер в Китае. Мартини в Лувене (Бельгия) в 1654 г. представил первые в Европе слайды, проецируемые с помощью волшебного фонаря. За ним последовали другие европейские ученые, очарованные необычайными возможностями света.
Читайте в рубрике «Культура и искусство»: |
Военная техника | Телекоммуникации | Электроника | Энергетика | Физика | Химия | Биология | Математика | Психология | Физиология | Экономика | Металлургия | Строительство | Сельское хозяйство | Медицина | Культура и искусство | Виды двигателей | Машины и механизмы | Воздушный транспорт | Водный транспорт | Автотранспорт | Ж/д транспорт | Физики | Химики | Математики | Биологи | Европейские изобретатели | Американские изобретатели | Российские изобретатели | Советские изобретатели | Методология науки | Развитие креативности | Как стать изобретателем | Изобретения будущего